Катастрофа А321: черный день в истории России. «Осталось только любить их и скучать по ним»: близкие погибших о катастрофе над Синаем Когда произошла трагедия над синаем

Утром 31 октября 2015 года произошла крупнейшая в истории отечественной авиации катастрофа. Самолет российской компании «Когалымавиа» вылетел из египетского Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург, но был взорван террористами над Синайским полуостровом. Погибли 224 человека, находившиеся на его борту, - дети, жены, мужья, отцы, матери… Многие из них перед вылетом оставили на своих страничках в соцсетях фотографии и записи, которые невольно стали прощальными.

Авиалайнер Airbus А321 выполнял чартерный рейс 7К-9268 по маршруту Шарм-эш-Шейх - Санкт-Петербург. Через 23 минуты после взлёта с экипажем была потеряна радиосвязь, а сам лайнер пропал с радаров. Египетские поисковые группы обнаружили обломки самолёта вблизи города Нехель. Все находившиеся на борту самолета люди, включая 25 детей и 7 членов экипажа, погибли.

Причиной трагедии, по данным ФСБ России, стал теракт, ответственность за который взяла на себя запрещенная в РФ международная террористическая группировка «Исламское государство» . Как позже установили эксперты, самодельное взрывное устройство было заложено в отсек негабаритного багажа в хвостовой части самолета. Взрыв привел к полному разрушению самолета. К моменту удара о землю фрагментов воздушного судна почти все находившиеся на борту люди уже скончались от баротравм.

Большинство пассажиров трагического рейса были жителями Северо-Запада России, в основном из Санкт-Петербурга, Ленинградской, Новгородской и Псковской областей. Также на борту находились четверо граждан Украины и один гражданин Белоруссии.

Поднявшиеся на борт лайнера люди были молоды и полны жизненных сил. Кто-то из них праздновал в Египте юбилей свадьбы, кто-то решил отметить день рождения в южной стране. Многие поехали на курорт целыми семьями, с детьми. Так и погибли - все вместе. Были и те, кто решил впервые отправиться на отдых за границу. И эта поездка стала последней…

«Я знаю, что уже не вернусь»

Супруги Ольга и Юрий Шеины отмечали в Египте десятилетие совместной жизни - полетели всей семьей с тремя детьми: 11-летней Женей, 10-летней Лерой и 3-летней Настей. Последнее фото, выложенное в соцсети, запечатлело отца семейства, поднимающегося по трапу самолета. На его руках - дочка Настя. Подпись под фото «Мы летим домой» сделана за 11 минут до вылета. Домой они уже не вернулись…

В катастрофе погибла молодая семья Громовых из города Гатчина Ленинградской области. Самой маленькой пассажиркой рейса была именно их дочурка - десятимесячная Дарина. Мама малышки перед вылетом на отдых опубликовала фото, где ребенок стоит возле стекла в петербургском аэропорту и внимательно наблюдает за самолетами. «Главный пассажир», - трогательно подписала Татьяна Громова фотографию своей малютки. Именно этот снимок, опубликованный многими мировыми изданиями, стал визуальным символом трагедии А321. Тельце малышки было найдено спасателями в 30−35 км от эпицентра крушения.

Владимир и Виктория Голенковы отправились на море со своей маленькой дочуркой Дианой. Ей было всего четыре года. В соцсети на странице Владимира опубликованы кадры счастливой семейной жизни.

Среди погибших был заместитель главы города Пскова и депутат Псковской городской думы Александр Копылов . Он подарил поездку на день рождения супруге. Вдвоем они и погибли…

«Я до сих пор жду свою дочку»

Ирина Евгеньевна нашла в себе силы и рассказала нам о том страшном дне, когда она потеряла свою единственную дочь, Эльвиру Воскресенскую. 28-летняя девушка работала в Главном управлении МЧС по Санкт-Петербургу инспектором отдела надзорной деятельности. Отдыхать поехала вместе с подругой. О крушении самолета Ирина Захарова узнала от своего брата, когда вместе с мужем ехала в аэропорт встречать дочку.

Еще утром совершенно спокойно, без всяких плохих мыслей, стали собираться на дачу, которая находится недалеко от «Пулково». Как раз с тем расчётом, чтобы встретить в аэропорту по дороге домой. Муж нашей дочки не мог встретить - он тоже сотрудник МЧС и в тот день как раз заступил на дежурство на сутки. Когда мы уже выехали на окружную дорогу, мне позвонил брат, чтобы уточнить, прилетела дочка или нет. Я сказала, что она прилетает сегодня в 12 часов. Он говорит: «А каким рейсом она летит?». Я говорю, что не знаю какой. Он, видимо, еще не оценивая ситуацию, говорит: «Ты знаешь, какой-то самолет пропал с радаров над Синаем. Откуда она летит?». Я говорю, что с Шарм-эль-Шейха. Он говорит: «Ты знаешь, какой-то самолет, который вылетел с Шарм-эль-Шейха, пропал с радаров»…

Я даже не хочу вспоминать, что было. Просто в первый момент в голове были мысли, что это не ее самолёт. Да быть такого не может! Это не ее рейс. Рейс не один, и вообще это не про нее. Потом позвонила ее мужу, поскольку он тоже работает в системе МЧС, всё знает. Потом эти страшные часы ожидания, которые превратились в дни. Муж дочки там был с самого начала и до конца - его подменили на работе. Я не могла поехать в «Пулково» - вообще не знаю, как выжила. Ездил папа, сдавал анализ на ДНК.

Вообще, я до сих пор не верю. Мне кажется, это не про нее, она где-то находится и просто не может еще вернуться.

Первый момент, когда появились списки, ее в них не было… Тяжело вспоминать. При всем том, что мы знали, что наши близкие были в том самолете, каждый день ждали вестей, есть ли мы в списках опознанных. Это самое страшное, когда ты, потеряв близкого, не можешь даже захоронить останки, чтобы прийти и им поклониться.

Надежда угасала постепенно, но она не угасла, я до сих пор жду свою дочку. Мне кажется, что когда-то этот страшный сон закончится. Поэтому, когда я что-то делаю сейчас, мне кажется, что это не о нас речь, не о нашей семье, не о нашей дочери. Такого просто быть не может, не могла она нас оставить с папой.

Она была очень заботливая, переживала о нашем здоровье. Даже не хотела жить отдельно от нас, когда замуж вышла. У нее была мечта построить свой дом, в одной половине которого жили бы мы, в другой - она с мужем.

Она была очень позитивной и целеустремленной. Всегда куда-то торопилась, всегда была в движении, быстро водила машину. Скорость вообще для нее много значила. Всё время куда-то опаздывала, потому что у нее было очень много планов. Хотела всё освоить и как можно быстрее. Пошла на курсы вождения мотоцикла. У них с папой была мечта втайне от меня: хотели купить на двоих хороший мотоцикл.

Она была женственная, но с мужским характером. Никогда не хныкала, старалась свои слабые стороны скрывать. Была сильной. И всем старалась помочь, чем могла. К нам приехали родственники из Донецка, с линии разграничения. С тремя детьми, с этой войны убежали. Всю заботу об этих детях она взяла на себя. Как раз перед полетом на отдых стала крёстной маленькой девочки Анастасии. Говорила, что надо теперь будет тоже подумать о своих детках. Очень хотела иметь своих детей. Это была ее мечта, потому что два года назад она потеряла двойняшек из-за преждевременных родов.

Но потом планировала доверить детей мне и работать - хотела и в профессии достичь определенных высот. Отцу говорила: «Папа, это ты майор, а я буду генералом!». Ей нравилась ее работа. Это наша с папой гордость, что мы ее вырастили настоящим человеком.

«У нас много неравнодушных людей»

Первые эмоции людей, которые потеряли своих близких, - шок, слезы, непринятие случившегося. Потом - опознание в морге немногих из тех, кого можно было опознать визуально. Затем - мучительно долгое ожидание результатов ДНК-экспертизы тех, чьи останки не поддавались опознанию. Для некоторых родственников этот кошмар до сих пор не закончился - шесть жертв катастрофы до сих пор не опознаны. Их родные надеются на результаты последних генетических экспертиз.

Всего есть около 200 неопознанных фрагментов тел.

«Есть останки у египетских служб, которые были найдены при выкладке самолёта. Когда они будут переданы в Следственный комитет , будет проведена генетическая экспертиза. Ожидаем ее результатов, чтобы понимать, имеем ли мы право захоронить имеющиеся останки», - пояснила Захарова. Все неопознанные останки родственники погибших намерены захоронить в братской могиле.

Ирина Евгеньевна отметила поддержку неравнодушных горожан в первые скорбные дни; человеческая солидарность продолжает ощущаться до сих пор.

«Это заслуживает огромной благодарности. В первые дни мы видели, как люди сплотились и переживали. До сих пор те, кто знали наших погибших родственников, всегда рядом с нами. Могилки всё время утопают в цветах, и свечки горят, люди приходят постоянно. Великое счастье, что у нас много неравнодушных людей. Думаю, что в первый момент для всех это было стрессом. Каждый мог оказаться в такой ситуации. В «Пулково» каждые 10−15 минут взлетает и приземляется самолет. Столько людей пользуется ежедневно этим видом транспорта, столько людей пользуется другими видами транспорта. Терроризм не имеет границ. В тот момент людей это потрясло, и каждый эту ситуацию примерял на себя. Поэтому всем было очень страшно, больно», - добавила Ирина Захарова.

По ее словам, родственники погибших в первые месяцы общались в соцсети, чтобы обмениваться малейшей новой информацией. После завершения больше части похорон люди собрались, чтобы решить, что они планируют делать в память о своих близких. В первую же встречу была высказана идея о строительстве храма. Он будет возведен на пересечении Матисова и Дудергофского канала на территории микрорайона «Балтийская жемчужина» в Красносельском районе Санкт-Петербурга. Будущий настоятель храма Святого Дмитрия Солунского, памяти жертв катастрофы А321, отец Сергей потерял в этой трагедии своего друга.

Как говорит Ирина Захарова,

«храм будет вмещать в себя небольшой атриум, где будут размещены фамилии наших близких, возможно, фотографии»

«Очень много детей осталось без родителей. Они смогут приходить туда. Мы хотим построить дом для 224 душ и для их родственников. Чтобы этот дом жил полноценной жизнью. Это будет самая хорошая память о наших близких. Потому что она будет включать не только память о них, а еще и заботу о живых», - добавила собеседница ИА REGNUM.

Утром 31 октября над севером Синайского полуострова потерпел крушение российский авиалайнер Airbus-321 авиакомпании «Когалымавиа», на борту которого находилось семь членов экипажа и 217 пассажиров, среди которых 17 детей. В первые минуты информация об авиакатастрофе была крайне противоречивая. Были даже сообщения, что самолет цел.

Видимо, поэтому в петербургском аэропорту Пулково на звонок корреспондента «СП» о времени прибытия рейса 7K 9268 из Шарм-Эль-Шейха вежливый женский голос приветливо ответил: «По предварительной информации этот рейс несколько задерживается». После чего в телефонной трубке раздались короткие гудки. На часах было 11: 27.

К этому времени уже стало ясно, что самолет, увы, разбился.

Информация о трагедии с лайнером мгновенно разлетелась по просторам интернета. Минут через десять стал известен и предполагаемый район крушения Airbus-321 — центральный район Синая.

Мы снова набрали номер пулковской справочной. «Не уточните, а намного опаздывает самолет из Шарм-Эль-Шейха?». Голос в трубке, как показалось, уже менее приветливый, скорее напряженный, сообщил на этот раз кратко: «Информация уточняется». И — опять гудки, гудки…

Вскоре информация о прибытии самолета исчезла с табло…

Самолет, выполнявший рейс 9268 из Шарм-Эль-Шейха в Санкт-Петербург, вылетел из египетского аэродрома в 6.21 по московскому времени и через 23 минуты пропал с экранов радаров. Для поиска российского судна по тревоге была поднята в воздух военная авиация Египта.

Около 11 часов по московскому времени власти Египта подтвердили крушение российского лайнера. Место падения самолета было оцеплено, премьер-министр Египта Шериф Исмаил созвал кризисный комитет.

Как сообщают СМИ со ссылкой на свои источники, после взлета пилот сообщил диспетчеру на земле о технических неполадках, а через 18 минут после начала полета самолет запросил экстренную посадку в Каире. В аэропорту Шарм-Эль-Шейха сообщили, что экипаж лайнера несколько раз за последнюю неделю жаловался на неполадки с двигателем. По информации СМИ в эксплуатации воздушное судно было 18 лет. Самолеты семейства А320 имеют по два двигателя CFMI CFM56−5B, Pratt & Whitney PW6000A или IAE V2500-A5.

Как стало известно из сообщений от египетских властей, упавший самолет полностью разрушен. Предполагается, что все находившиеся на борту погибли. При этом в египетской службе безопасности заявили, что нет признаков того, что самолет был сбит.

В аэропорту Пулково создан штаб для помощи родственникам пассажиров судна. Два самолета Ил-76 и один Бе-200 МЧС РФ готовы вылететь в Египет со спасателями на борту. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова сообщила, что сотрудники посольства России в Египте выясняют подробности трагедии.

Вероятной причиной крушения российского пассажирского самолета на Синайском полуострове стала техническая неисправность, заявил Айман аль-Мукадам , возглавляющий комитет, сформированный в Египте для мониторинга последствий катастрофы.

По сообщению египетской газеты «Аль-Ахрам», эксперт отметил, что считает, что произошли «технические неполадки».

Читайте все новости о крушении российского самолёта в Египте

Со дня страшной авиакатастрофы над Синаем, унесшей жизни 224 человек, прошёл год. Этот период стал очень тяжёлым испытанием для родственников погибших. В СМИ то и дело появлялись новые фотографии с места крушения самолёта, а в социальных сетях мошенники пытались нажиться на чужом горе, выдавая себя за членов семьи жертв теракта. После гибели их родных одни ушли глубоко в себя, вторые стали делить детей и жилплощадь, а третьи до сих пор не могут похоронить своих близких, ведь тела шестерых человек всё ещё не опознаны. АиФ.ru узнал, как родственники погибших над Синаем живут спустя год после трагедии.

Встречающие до последнего надеялись, что самолёт приземлится в Петербурге. Фото: АиФ/ Яна Хватова

«Последнее желание — найти виновных»

Через год после крушения аэробуса А321 над Синаем расследование дела о гибели 224 человек продолжается. Те, кто подложил бомбу в самолёт, до сих пор не найдены, однако недавно экспертам удалось выявить конкретное место, где находилась взрывчатка: террористы спрятали тротил между детскими колясками в хвосте борта. Новая информация о ходе расследования появляется в средствах массовой информации практически каждый день, но большинство родственником погибших не следят за этими новостями: всё равно близких уже не вернёшь, а постоянные напоминания о трагедии лишь бередят ещё свежие раны.

Сотрудники МЧС оказывали родственникам пассажиров рейса психологическую помощь. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Петербурженка Наталья Завгородняя , которая потеряла 31 октября 2015 года своих родителей, посвящает всё свободное время помощи брошенным животным. «Наташа с головой ушла в работу, — рассказывают друзья девушки. — Это помогает отвлечься от горя. Наташа помогает животным, ищет им новый дом. Все публикации и сюжеты причиняют ей ещё большую боль». Мама Алексея Громова , который погиб вместе с женой Татьяной и 10-месячной дочкой Дариной , наоборот, внимательно следит за ходом расследования. По словам женщины, для неё жизнь закончилась, но осталось одно последнее желание: чтобы виновные в смерти её детей и внучки, «самого главного пассажира» рейса № 9268, были наказаны.

Родственники пассажиров самолета пытались найти информацию о рейсе. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Компенсация за смерть родных

В настоящее время денежные компенсации получили все семьи погибших. По миллиону рублей родственники выплатили петербургские власти, и ещё миллион — страховая компания. Правда, для получения этих денег некоторым людям пришлось потратить немало времени и нервов. Оказалось, что компенсации предусмотрены только для ближайших родственников — детей и родителей. Компенсаций за погибших внуков, бабушек или дедушек нужно было добиваться в суде. С такой проблемой столкнулась семья Шеиных , которая потеряла в авиакатастрофе не только взрослых детей, но и троих внуков. Сейчас все денежные вопросы, наконец, улажены.

Порядка 70 семей, с которыми работал адвокат Игорь Трунов , получат дополнительно по миллиону долларов от американской лизинговой компании International Lease Finance Corporation, владельца разбившегося аэробуса. До судебных разбирательств дело не дошло: предприятие уже подтвердило готовность осуществить выплаты. Большинство же семей не стали обращаться к известному адвокату: многим хватило уже полученных трёх миллионов рублей. К тому же, как известно, деньгами горя не унять.

После страшной новости информацию о рейсе убрали с электронных табло Пулково. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Возвращение блудного отца

Именно денежные отношения и стали яблоком раздора во многих семьях погибших. Так, после катастрофы отец погибшей Алисы Витальевой , который не общался с дочерью уже много лет, сразу же объявился на горизонте. При крушении самолёта погибла и мать девочки, его бывшая супруга Ирина. Когда Денис и Ирина Витальевы развелись, женщина воспитывала дочку одна, а бывший муж никак не участвовал в жизни девочки и не выплачивал алименты: у него появилась новая семья. Тем не менее, Ирина была спокойна за будущее девочки, ведь Алиса должна была унаследовать квартиру её бабушки, матери Ирины. Когда произошла трагедия, отец девочки сразу же примчался в Петербург, получил за её гибель компенсацию в размере 3 миллионов рублей и заявил своей бывшей тёще, Елене Степановне Войтенко , что теперь по закону он претендует на половину её квартиры, поскольку Алиса уже не вступит в наследство.








63-летняя пенсионерка была возмущена такой наглостью, но тогда ей было не до выяснения отношений: слишком велика была боль от утраты любимых дочери и внучки. Тем временем Денис Витальев, понимая, что закон на его стороне, написал заявление о вступлении в наследство. В настоящее время конфликт между бывшими родственниками остаётся открытым: им предстоит пройти множество судебных разбирательств. «Он не воспитывал свою дочь и не помогал материально, — рассказывает бабушка Алисы. — А теперь написал заявление о вступлении в наследство, хотя и обещал не претендовать на мое жильё. Он решил отобрать у меня последнее!».

31 октября 2015 года около аэропорта дежурили сотрудники МЧС и скорая помощь. Фото: АиФ/ Яна Хватова

6 человек до сих пор не похоронены

Брат Ирины Витальевой Александр , в отличие от своего нерадивого зятя, не пытался отбирать ни у кого имущество, а организовал благотворительный фонд помощи родственникам погибших в катастрофе над Синаем «Рейс 9268». Потерявший сестру и племянницу петербуржец нашёл в себе силы, чтобы поддержать других людей. Александр организовывает в городе акции памяти и ведёт активную работу по согласованию памятника жертвам теракта.

По данным фонда, несколько семей до сих пор не могут похоронить своих родных: шестеро погибших до сих пор не опознаны. Их останки весь год хранятся в петербургском крематории, но не подлежат экспертизе по установлению личности. Люди терпеливо ждут, что вновь обнаруженные в Египте останки после изучения передадут в Петербург, чтобы родственники могли опознать и похоронить своих погибших близких. Если процедура опознания так и не состоится, останки шестерых человек захоронят в братской могиле.

Ровно через год после трагедии, в 7 часов 14 минут 31 октября, в Троицком соборе Петербурга пройдёт панихида по погибшим пассажирам рейса 9268. В этот день их родственники снова соберутся вместе, чтобы вспомнить тех, кого уже не вернуть.

В память о жертвах катастрофы над Синаем в Петербурге создали 224 летящих журавлей. Фото: Благотворительный фонд "Рейс 9268"

Утром 31 октября 2015 года стало известно о том, что над Синайским полуостровом пропал самолет российской авиакомпании «Когалымавиа», следовавший из египетского Шарм-эль-Шейха в Петербург. На его борту находились 224 человека. Вначале формулировки были осторожные - «не выходит на связь», «пропал с экранов радаров», - никто не хотел верить, что речь идет об авиакатастрофе, которой суждено было стать самой страшной в истории отечественной авиации.

В годовщину гибели лайнера A321 над Синайским полуостровом «Известия» вспоминают всё, что известно о катастрофе на сегодняшний день, и отдают дань памяти жертвам крушения.

Гибель А321: начало

В тот же день, 31 октября 2015-го, в пустыне обнаруживают фрагменты упавшего лайнера - при падении на землю их разбросало в радиусе 40 км.

После того как в СМИ поступают первые сообщения о гибели самолета, спасатели вынуждены отключать уцелевшие при ударе о землю телефоны пассажиров - это родные находившихся на борту пассажиров еще пытаются дозвониться своим близким.

Из 217 пассажиров и семи членов экипажа не выжил никто - в такой ужасной катастрофе это было невозможно.

Дарина Громова

Однако истинным символом трагедии стала погибшая в авиакатастрофе Дарина Громова, фотография которой быстро облетела все мировые СМИ. Ей было 10 месяцев.

Она стала самой маленькой по возрасту жертвой теракта, но далеко не единственным ребенком на борту разбившегося самолета: всего, по данным Росавиации, на борту самолета находились 25 детей и еще 192 взрослых пассажира. Большинство из них были жителями северо-западной части России.

Командиром самолета был 48-летний Валерий Немов, который к тому моменту налетал более 12 тыс. часов, причем почти 4 тыс. из них - на самолетах Airbus A321. Вторым пилотом был 45-летний Сергей Трухачев, налет которого составлял 5641 час. В салоне самолета работали бортпроводники Валентина Марцевич, Андрей Беломестнов, Ирина Олару, Алексей Филимонов.

Теракт

Как только гибель лайнера становится очевидной, журналисты и эксперты высказывают первые версии произошедшего. Сначала звучат наиболее распространенные - ошибка пилотирования, техническая неисправность самолета. Становится известно, что за несколько лет до происшествия хвост самолета при посадке в Каире был поврежден - после этого самолет прошел ремонт, однако информация быстро разлетается по СМИ.

Официальные представители авиакомпании выступают с заявлением о том, что самолет был полностью исправен. Они же впервые озвучивают версию о том, что для его разрушения потребовалось воздействие извне. Она не получает особенной поддержки - поверить в это сложно и, наверное, слишком страшно.

Но 16 ноября глава ФСБ Владимир Бортников официально подтверждает версию о бомбе, заложенной на борту самолета. Эту информацию также подтверждают данные британской разведки. За несколько дней до этого, 6 ноября, полеты российских и части мировых авиакомпаний в Египет полностью приостанавливаются .

Место 31А

Еще 7 ноября становится известно, что при расшифровке бортовых самописцев на последних секундах записи слышен непонятный шум. До этого переговоры пилотов проходят в штатном режиме. После - самолет начинает резко терять набранную за полчаса, прошедшие с момента взлета, высоту.

17 ноября, сразу после того, как в ФСБ подтверждают версию о теракте, Россия обращается к мировой общественности с просьбой оказать содействие в установлении причастных к уничтожению самолета террористов. За сведения, которые могут помочь задержать преступников, обещано вознаграждение в $50 млн. Позднее появляется информация о задержании двух сотрудников аэропорта Шарм-эль-Шейха. Их подозревают в том, что они помогли пронести бомбу на борт самолета. При этом министр внутренних дел и министр гражданской авиации Египта эту информацию отрицают.

В расследовании причин катастрофы участвуют Россия, Египет, Франция, Германия, Ирландия, США, а также представители компании Airbus Industries.

18 ноября журнал «Дабик», претендующий на звание официального информационного органа запрещенной в России террористической группировки ИГИЛ, публикует статью, якобы описывающую процесс создания заложенного на борт самолета устройства - по версии издания, оно было сделано с помощью жестяной банки из-под газировки.

В Египте создается собственная специальная комиссия по расследованию крушения самолета. В декабре 2015 года она заявляет о завершении подготовки предварительного отчета, который рассылает всем участникам расследования. В нем исключается возможность доступа посторонних к самолету.

В феврале 2016 года президент страны Абдель Фатах аль-Сиси заявляет, что причиной катастрофы стал теракт - Египет впервые официально признает этот факт.

В начале сентября этого года комиссия завершает выкладку фрагментов разбившегося самолета - в результате удается определить точку, с которой началось разрушение самолета. По данным экспертизы, взрыв произошел в районе 30–31-го рядов. Предположительно, точкой взрыва стало место 31А. Мощность взрывного устройства составила 1 кг в тротиловом эквиваленте.

Расследование катастрофы до сих пор не завершено - международная комиссия по расследованию продолжает свою работу, кроме того, продолжает расследование и Главное управление по расследованию особо важных дел Следственного комитета РФ, об этом в понедельник, 31 октября, сообщили в пресс-службе ведомства.

Последствия

Вскоре после крушения последовали проверки безопасности в аэропортах Египта, которые выявили проблемы с обеспечением безопасности авиаперевозок. Российская сторона заявила, что полеты не будут восстановлены, пока все недочеты не будут устранены, при этом о каких именно недочетах идет речь, точно неизвестно. Египет в ответ заявил о готовности исполнить требования Минтранса, однако власти страны отметили, что на это потребуется время.

О возможном возобновлении полетов в Египет впоследствии сообщалось несколько раз, однако пока ни одно из них не было подтверждено. По мнению экспертов, авиасообщение не будет восстановлено раньше весны 2017 года .

​​​​​​​

Рейс 9268: Сад памяти

В сентябре этого года в Петербурге завершился конкурс на проект монумента в память о погибших. Им стал проект «Сад памяти» - по желанию членов семей погибших при создании мемориала не будут использоваться изображение самолета и другие прямые напоминания о катастрофе. Вместо этого в саду планируется высадить 224 дерева - по числу погибших в катастрофе. Мемориал был заложен 30 октября 2016 года на Румболовской горе во Всеволожске Ленинградской области.

Жертв катастрофы вспоминают не только в России: в Египте 30 октября прошло траурное шествие в память о трагедии. Жители Шарм-эль-Шейха, министр гражданской авиации страны Шериф Фахти, посол России в Каире Сергей Кирпиченко, депутаты египетского парламента под барабанную дробь возложили цветы к плакату с именами всех, кто утром 31 октября 2015 года поднялся на борт лайнера, выполнявшего рейс 9268 из Шарм-эль-Шейха в Петербург.

«От имени всего политического руководства Арабской Республики Египет и правительства страны позвольте мне выразить искренние соболезнования семьям погибших и почтить их память. Мы в крайней степени сожалеем о том, что произошло, и скорбим. Шарм-эль-Шейх и весь Египет никогда не забудут жертв этого рейса», - сказал глава министерства авиации страны Шериф Фатхи.

Памятные мероприятия также пройдут в 13 регионах России, жители которых погибли при крушении лайнера. В храмах проведут панихиды по погибшим, а на Свято-Троицком Измайловском соборе в Петербурге (здесь проживали 147 из 224 жертв катастрофы) осветят поклонный крест.

Ровно год назад, 31 октября 2015 года, самолет A321 российской авиакомпании «Когалымавиа», выполнявшей рейс Шарм-эль-Шейх — Санкт-Петербург, пропал с радаров через 23 минуты после взлета. На борту находились 224 человека: 217 пассажиров, в основном туристы из России, и семь членов экипажа; никто из них не выжил. О последствиях самой крупной катастрофы в истории российской авиации и ходе ее расследования — в фотогалерее РБК.

31 октября 2015 года. Обломки лайнера найдены рядом с аэропортом города Эль-Ариш на Синайском полуострове. Среди первых версий катастрофы назывались техническая неисправность, внешнее воздействие и взрыв на борту.

Как заявил Международный авиационный комитет (МАК), разброс обломков A321 свидетельствует о том, что самолет разрушился в воздухе. Вслед за этим в руководстве «Когалымавиа» сказали, что такое могло произойти только в результате внешнего воздействия.

1 ноября 2015 года. Тела погибших в катастрофе A321 начали доставлять в Санкт-Петербург, в течение пяти дней опознание жертв по внешним признакам было завершено. Через месяц все опознанные останки были выданы родственникам погибших, все неопознанные было решено захоронить в братской могиле на одном из петербургских кладбищ.

На фото: тела погибших в авиакатастрофе над Синаем доставлены в Санкт-Петербург

В катастрофе погибли 25 детей в возрасте от двух до 17 лет. 1 ноября в России был объявлен национальный траур. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области, откуда были родом большинство погибших, траур продлили на несколько дней.

На фото: стихийный мемориал в зоне прилета аэропорта Пулково

3 ноября 2015 года. Глава Минтруда Максим Топилин доложил Владимиру Путину, что семьи погибших в авиакатастрофе получат от государства по 2 млн руб. Кроме этого администрация Санкт-Петербурга решила выплатить им по 500 тыс. руб.

На фото: родственница одного из погибших во время похорон на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге

8 ноября 2015 года. Комиссия по расследованию причин авиакатастрофы А321 обнародовала итоги предварительного анализа записей обоих «черных ящиков». На записи параметрического самописца не нашлось информации об отказе систем и агрегатов самолета, а сама она прервалась в процессе набора лайнером высоты 9400 м. Днем позже премьер Дмитрий Медведев заявил, что версия теракта не исключается, в том числе из-за этого было принято решение об эвакуации туристов и запрете полетов.

8 ноября 2015 года. Associated Press со ссылкой на сотрудников аэропорта Шарм-эль-Шейха сообщило о серьезных систематических нарушениях правил безопасности аэропорта, неработающих сканерах и взятках сотрудников аэропорта в зоне досмотра багажа. В частности, писало агентство, практически не осуществлялся досмотр транспорта, доставляющего к самолетам еду и топливо.

На фото: служба безопасности аэропорта Шарм-эль-Шейха возле стоек регистрации пассажиров

Фото: Алексей Никольский/пресс-служба президента РФ/ТАСС

17 ноября 2015 года. Глава ФСБ Александр Бортников на встрече с Владимиром Путиным заявил, что на борту A321 сработало взрывное устройство мощностью до 1 кг в тротиловом эквиваленте, а на обломках самолета обнаружены следы взрывчатых веществ иностранного производства. Президент отдал поручение российским спецслужбам найти и уничтожить виновных в крушении лайнера.

На фото: начальник Генштаба Валерий Герасимов, министр обороны Сергей Шойгу, президент Владимир Путин, директор ФСБ Александр Бортников, министр иностранных дел Сергей Лавров и директор Службы внешней разведки Михаил Фрадков (слева направо) во время минуты молчания в начале совещания об итогах расследования причин крушения A321

18 ноября 2015 года. Запрещенная в России террористическая организация «Исламское государство» распространила фотографию предполагаемого взрывного устройства, заложенного на борту А321. На фото на синем фоне лежит банка из-под безалкогольного напитка Schweppes Gold, а рядом с ней предполагаемый детонатор. В заявлении «Исламского государства» говорилось о том, что установить бомбу на борту российского самолета удалось с помощью лазейки в службе безопасности аэропорта Шарм-эль-Шейха.

20 ноября 2015 года. Ростуризм объявил о завершении программы эвакуации российских туристов из Египта. Сообщалось, что на момент трагедии их число составляло около 45 тыс. человек. По итогам первого квартала 2016 года доходы египетской туриндустрии упали на 66%.

На фото: территория одного из отелей Шарм-эль-Шейха в начале ноября 2015 года

9 января 2016 года. Стало известно, что в причастности к крушению A321 подозревается техник авиакомпании EgyptAir, чей двоюродный брат присоединился к запрещенной в России террористической группировке «Исламское государство». Техник был задержан вместе с двумя полицейскими, работавшими в аэропорту Шарм-эль-Шейха, и грузчиком багажа, которые, возможно, помогли ему доставить бомбу на борт.

13 сентября 2016 года. Эксперты в Египте установили место, где была заложена бомба, которая привела к катастрофе самолета A321 в небе над Синаем: ее заложили в отсек негабаритного багажа в хвостовой части самолета. Также выяснилось, что для закладки бомбы террористы привлекли сотрудника сервисной службы аэропорта: пакет с взрывчаткой был занесен в отсек первым, после чего его заложили детскими колясками и мебелью, надежно скрыв от посторонних глаз.

16 октября 2016 года. Власти Египта заявили, что совместная работа египетской и российской сторон по вопросу возобновления полетов продолжается и у них есть надежда на скорое решение вопроса. Египетская сторона обещала устранить все выявленные российскими экспертами в системах безопасности местных аэропортов недочеты к зиме, однако российские туроператоры предполагают, что полеты будут возобновлены не ранее весны 2017 года.



Похожие публикации