Где на машине остановиться в швеции. Путешествие на машине по скандинавии

Эндрюблейк 02-08-2010 17:33

Конечная цель путешествия - город Гётеборг, второй город Швеции после Стокгольма.
Начало путешествия 8 июля в 18-30 из одного подмосковного города, так как уже достаточно долгое время стоит жара, постараемся чуток отвезти и шведам. Едем вчетвером - Толик и Лена, хозяева двухлетнего Лансера, и я с женой. Первую ночь мы проводим на их даче в Тверской области, откуда стартуем утром 9-го.
Небольшая предыстория: в Гетеборге живут Вета и Володя (наши бывшие соотечественники, которые сделали пригласительную визу Лене) и четверо их разновозрастных детей. У нас троих визы финские, ради которых пришлось бронировать гостиницы в двух финских городах.
Путешествие началось с небольшого недоразумения, вместо Новой Риги сворачиваем на Ленинградку (во многом благодаря торговцу полосатыми палочками), на которую планировали вырулить лишь завтра, и попадаем в пресловутую пробку на ремонтируемом (чего, впрочем, абсолютно не видно) путепроводе, которая, к слову, быстро рассасывается. Думали, что все равно где-нибудь срежем и заночуем в нужном месте. «Где-нибудь» оказывается бетонка, уже на подъезде к которой навигатор перестает предлагать повернуть назад и проехать через Новую Ригу. По дороге видели интересное явление в атмосфере, когда с двух сторон от Солнца в небе толи небольшие и яркие кусочки радуги, толи имитации упомянутого светила. Последний раз видел такое чуть ли не 20 лет назад. Через некоторое время мы на месте, вечер портят только злющие комары.

Явление
Утром встаем достаточно рано, но купание в реке и долгий завтрак откладывают отъезд до 11-30.
После ночевки на даче
Стартуем, выгоняя из салона слепней, и любуясь местной природой. Через час с небольшим выбираемся на прямую до Питера. Дорога достаточно свободна, качество покрытия меняется в зависимости от субъекта Федерации, соответственно и скорость передвижения тоже (по трассе идем стандартно стараясь не превышать ограничения больше чем на 10км/ч).
Первая остановка происходит в Ленинградской области, принимаем пищу в кафе, в котором наш водитель уже питался в прошлую подобную поездку. Достаточно сносно и не дорого по московским меркам. Отправляемся далее, следующие остановки только по требованию.
Перед Питером попадает в тягучую пробку, единственное, что успокаивает, это то, что пробка в обратную сторону в сто раз хуже. Выруливая на КАД, решаем, что поедем через Сестрорецк, т.к. по данным радиостанций на выборгском шоссе что-то горит, и там сильные затруднения. Не знаю, какие там затруднения, но в Сестрорецке мы встреваем в такую пробку, что начинаем опасаться за время прибытия на финскую границу (час ночи по Москве или 00-00 по-фински - начало нашей визы). Если бы не кондиционер, то мы бы уже подохли или повернули назад. Наконец, пробка более-менее рассасывается, и скорость приближения к Финляндии возрастает. Двигаясь на север, начинаю понимать, что такое белые ночи, хотя они уже не так выражены, как за месяц до этого.

И вот она, граница. Страна прощается с нами огромной выбоиной на дороге (говорят, что она тут много лет). Нашу таможню проходим быстро, и заруливаем в дьюти-фри. Покупаем все нужное , и едем навстречу к финнам, предварительно выгнав из машины около сотни комаров. На паспортном контроле вводим в шоковое состояние представителя Финляндии. Он не может понять, что можно делать в его стране 10 дней, но паспорта отдает.
граница
У нас уже забронированы номера в отеле Вилла Ванесса недалеко от Котки. Отель, который позиционируется как «недорогая уютная гостиница», оказывается больше похожим на дешевый мотель, к тому же, стоимость номеров оказывается выше заявленной по телефону. Именно то, что они говорят по-русски, и сыграло большую роль в выборе данного места. Но больше я туда ни ногой - так как приехали мы туда достаточно поздно, то была большая вероятность проспать завтрак, о чем нас предупредила служащая практически в ультимативном тоне. Мы попросили разбудить ее в 7 утра, чего сделано не было, но будильник эту оплошность подстраховал. Завтрак сносен, кроме нас четверых на нем никто не присутствует. Пока собирались я включил телевизор, который, оказывается, принимает и РТР-планету, однако, после 10 минут работы он сам отрубился.
Ладно, погнали в Хельсинки! Количество скал и валунов из красного гранита поражает нас, привыкших к подмосковным пейзажам. Даже под Питером такого не было. Вдоль дорог установлена сетка от животных (или от людей), на одной из стоянок вдоль дороги решаем пофотографироваться на валуне. Три компании, приехавшие до нас и говорящие не по-русски, стремительно скрываются на своем транспорте. Причину мы понять не смогли.
Дорога огорожена сеткой
Гранитные скалы
Далее движемся в нужном направлении без остановок, любуясь пейзажами и ценами на заправках. Через полтора часа мы на месте, едем по городу, в котором сотни людей бегают и ездят на велосипедах, чего в Москве представить себе сложно. Я постоянно снимаю все интересное через стекло. Вот мы и в порту, где немного помучавшись с парковочным автоматом, оставляем машину. Заходим в здание Viking Line, на чьем пароме у нас забронировано место, чтобы посетить одно платное в других местах заведение. Взяв карту города, идем гулять. Сенатская площадь, Успенский собор (где немного посмотрели за венчанием финской пары), набережная с ее кафешками, Рыночная площадь, где мы покупаем сувениры, клубнику, и едим почти настоящий том-ям, вспоминая Таиланд (девушки в кафе не тайки, а, скорее лаоски, на наше «капун кап» и ухом не повели). От рыночной площади идем на бульвар, где недалеко от великолепного павильона с едальнями садимся на траву, от которой основательно пахнет лошадиным навозом. Мы пьем местное пиво Николай Синебрюхов (оказавшееся безалкогольным), а мимо снуют местные жители и гости столицы (Финляндии), азиаты залезают в мусорные баки в поисках бутылок и банок, дедок, с длинной седой бородой, крутит ручку шарманки, мим с белым лицом, то замирает, то пристает к прохожим, напугав до мокрых штанишек корейского мальчика. В городской музей, зоопарк и крепость Свеаборг решаем не дергаться, т.к. толком осмотреть до парома ничего не успеем. Впрочем, Свеаборг мы смогли неплохо рассмотреть с парома. Мы отправляемся к машине.



Со стоянки видим, что очередь машин на паром уже стоит. Пристраиваемся в хвост, и через некоторое время уже нас поглощает нутро судна. Машины паркуются впритирку, мы берем вещи и идем искать свою каюту. Она у нас туристического класса, четырехместная, без иллюминатора, на пятой палубе. Всего жилых палуб 11, плюс к этому прогулочные. Именно туда мы и отправляемся. Вид с высоты 13 этажа впечатляет. Стараюсь снимать все интересное, параллельно разглядывая других пассажиров. Вот молодые финны набрали пива и уже начали вовсю бухать (на пароме беспошлинный магазин, где спиртное намного дешевле, чем на берегу), ведя себя хуже китайцев; вот цыганки в широких юбках из черного бархата, с гроздями рыжья в ушах, а вот вполне симпатичные девчонки (наверное, шведки). Кстати, о цыганах - они передвигаются небольшими стадами, причем, в национальные костюмы одеты только бабы, но и те вскоре переоденутся в «гражданку». Есть большое подозрение, что этот маскарад служит для провоза чего-то запрещенного.
Недалеко проходит только что стартовавший паром конкурентов Силья лайн, еще больше нашего. Чуть подождав, бросаемся в погоню.

Эндрюблейк 02-08-2010 20:24

Продолжение следует

natalia_vw 03-08-2010 09:26

давай, интересно

russkit 03-08-2010 19:54



Продолжение следует


Очень, очень интересно! Путешествие - ведь это второе удовольствие в жизни.

Эндрюблейк 03-08-2010 21:38

В какой-то момент справа по ходу движения появляется озеро Веттерн. Оно имеет вытянутую форму, и дорога, огибая его, тянется вдоль озера около сорока километров. Останавливаемся около красивого старого здания на высоком склоне. Скорее всего, это гостиница, но тут же присутствует и кафе. Основное здание покрыто красной черепицей, на маленьких пристройках земляные крыши с красноватой травой. Выходим на террасу, где я снимаю вид на озеро.


Кстати, по дороге проезжаем населенные пункты со знакомыми русскому уху названиями - Гиславед, Хускварна, Салем (любителям Кинга).
Еще через какое-то время мы въезжаем в пригород Гетеборга. По Швеции мы уже проехали 500 километров. Созваниваемся с принимающей стороной, Володя пытается объяснить, как проехать к улице, на которой мы будем жить. Его данные не согласуются с мнением навигатора, в результате мы совершаем обзорную экскурсию по городу. Оказывается, что и без того запутанные развязки постоянно перестраиваются, поэтому навигатор о них ничего не знает. Дороги тут вообще постоянно приводятся в порядок, появляются новые тоннели, пробитые в скалах. Их длина может быть несколько километров (исходя из того, что вокруг один гранит, это внушает уважение). Один из тоннелей в центре города, проходящий под несколькими каналами, подсвечивается синим в тех местах, где у вас над головой вода.
Скоро мы встречаемся с Володей, и едем к нашему дому. Это не отдельно стоящее здание, а что-то вроде наших таун-хаусов. Его хозяева отправились в отпуск в Данию, за те 8 дней, что мы проживем здесь, мы должны оправдать их месячные расходы на содержание жилья. В доме два полноценных этажа и комната в мансарде. Площадь по шведским меркам небольшая - меньше 120-ти квадратов. На первом этаже несколько переходящих друг в друга зон: небольшая прихожая со встроенным шкафом и кладовкой, где стоит стиралка и всякие приблуды для сушки белья, все это переходит в кухню в большим островным рабочим столом, столом для компа у окна, еще одной кладовкой и санузлом. Далее идет гостиная с большим обеденным столом, диваном и креслом у телевизора. Из гостиной выход в небольшой садик, большая часть которого застелена доской палубным способом, там же небольшая композиция из камней с подсветкой, всякие кустики, столик со свечами. Под плексигласовым навесом еще стол и газовый гриль.


На втором этаже три небольших спальни и санузел. В мансарде устроена музыкальная студия, куча инструментов и усилков. В этой комнате нас просили бывать как можно реже. Мы отправляемся в магаз, чтобы купить что-нибудь из еды. Он совсем недалеко, если ты на колесах, но о «шаговой доступности» речь не идет, к тому же, работает только до 20 или 21 часа, круглосуточные магазины только на заправках. Цены на продукты повыше наших, хотя не на все. Крон у нас нет, поэтому расплачиваюсь картой. Вообще, карты принимают к оплате везде, даже если это бабушка, торгующая семечками (шутка - семечек тут почти не увидишь). После ужина смотрю финал ЧМ по футболу. Кроме фамилий ничего не понимаю, ну и ладно. Наши (испанцы) побеждают. Ложимся спать, нам с женой досталась хозяйская спальня.

Ace_Odinn 04-08-2010 08:57

Прикольно!
А мы в следующем году планируем в Норвегию, через Финляндию... не на пароме

Эндрюблейк 04-08-2010 09:10


Прикольно!
А мы в следующем году планируем в Норвегию, через Финляндию... не на пароме

Ace_Odinn 04-08-2010 09:29

quote: Originally posted by Эндрюблейк:

Норвегия и Дания были в возможных планах (от Гетеборга 300км до них), но - не срослось.


Эндрюблейк 04-08-2010 10:25

quote: Originally posted by Ace_Odinn:

Посчитали до Осло из Питера около 2400 км пути.
Очень уж хочется на фьерды посмотреть.

А то Финляндия надоела уже (во-первых моя вторая родина, во-вторых Питер приграничный город, мы в эту ляндию ездим чуть ли не каждую неделю)

Честно говоря, завидую питерцам - до финки гораздо ближе, чем до Москвы.
Мы пока до Питера добрались уже порядком подустали. Что в Финляндии, что в Швеции (Стокгольме) видели только машины с питерскими номерами. В Гетеборге машин с российскими номерами не видели вообще.

ASv 04-08-2010 12:31

Интересная поездка. А в Швеции-то что делали, куда ходили, что смотрели?

Эндрюблейк 04-08-2010 12:43

quote: Originally posted by ASv:
Интересная поездка. А в Швеции-то что делали, куда ходили, что смотрели?

В Финку в этот раз только наше ребёнок к родне ездил, мы, наверное, зимой поедем, к оленям ближе.

Андрюх, пишу потихоньку. Скоро опубликую.

Эндрюблейк 04-08-2010 17:46

Смысла описывать каждый день нет, поэтому расскажу о самом главном.
Что посетить: Достопримечательностей в Гетеборге не так много, как в Стокгольме, однако, это не значит, что смотреть нечего. Начать нужно с центра города, который не только богат на примечательные архитектурные сооружения, но и является отправительным пунктом многих экскурсий.
На набережной можно посетить деревянный парусник, более современный огромный парусник со стальным корпусом, на борту которого расположен ресторан,

гетеборгскую оперу (кому интересно), офисный центр со смотровой площадкой на высоте 86метров,
колесо обозрения (среднего диаметра, поэтому сделаете оборота четыре, в ходе которых обитатели некоторых кабинок будут меняться).
Так же с набережной вы сможете отправиться в путешествие на пароходе 1914 года выпуска, который сделает круг по шхерам с кратким выходом в открытое море.
Эта экскурсия длится несколько часов, и, как мы смогли убедиться, пользуется большой популярностью у шведских (и не очень) пенсионеров, которые усиленно бухают на борту.
Другие экскурсии могут включать в себя путешествия к различным историческим памятникам, мы посетили форт 18 века на острове вблизи выхода в открытое море.
Последняя по времени экскурсия не включает в себя театрализованное представление в форте!!! В этом мы убедились на своем опыте. Так же можно отправиться в путешествие по каналам города на плоскодонных суденышках, с выходом в залив. Смешно смотреть, как люди проплывают на них под мостами, нагибаясь в три погибели.
Далее, можно посетить музей, включающий в себя несколько кораблей: самый большой из них ракетный крейсер, подлодка, сухогруз, пожарное судно и т.д. между ними прокинуты трапы и можно переходить с одного на другой. Но после первых двух (мы провели на них больше часа), особого желания смотреть другие уже не было.

Хочу обратить особое внимание: в туристических центрах можно купить абонемент на посещение большинства экскурсий (Goteborg pass). В него входит посещение около тридцати объектов, однако, время его действия ограничено 24-мя или 48-ю часами. На 24 часа абонемент стоит 245 крон (1000 рублей), на 48 вроде 390 крон. При этом, общая стоимость входящих в него экскурсий составляет больше 1000 крон. На часть экскурсий введена процентная скидка. Так же в него включен проезд на городских видах транспорта, и бесплатная парковка на большинстве паркингов (на период действия абонемента). Сразу скажу, что посетить все экскурсии за день невозможно (тем более, максимульное время работы большинства с 10 до 20 часов, а некоторые закрываются раньше). Поэтому отбивать нужно самые дорогие и находящиеся рядом друг с другом. Мы вернули свое уже после посещения вышеупомянутого форта и визита в музей Юниверсум, который заслуживает отдельного разговора. А вот авиационный музей или музей Вольво (тоже, кстати, в Гетеборге находится) мы посетить не успели. Так же в придачу к абонементу мы получили четыре книжечки с купонами на скидки (как в денежном, так и в процентном эквиваленте), действующие в том торговом центре, где мы покупали абонемент, и на соседних с ним улицах. Туда входили как магазины торгующие одеждой и обувью, а так же различные заведения общепита, включая Макдональдс и Бургер Кинг. Общее количество таких заведений и магазинов - около ста.

Эндрюблейк 04-08-2010 17:46

Юниверсум: этот музей находится недалеко от центра города в большом современном здании, вплотную примыкающем к скале. На наклонном лифте мы поднялись на самый верх, где начали знакомиться с флорой и фауной Швеции.
Во многом она похожа на нашу, но представлено все действительно интересно: аквариумы с пресноводными и морскими рыбами, террариумы, растения, птицы, и даже пчелы чувствуют себя на глазах у зрителей вполне раскованно.

Путешествие на машине по Скандинавии: Швеция, Норвегия и Финляндия. Дороги, паромы, достопримечательности, красивые места, фотографии, советы и впечатления.

Предисловие

Наконец-то свершилось. Мы лелеяли мечту о Южной Норвегии с 2007 года, т.е. ровно с той минуты, как вернулись из нашей замечательной поездки по Северной Норвегии. Маршрут был придуман, материалы подготовлены, но все как-то не складывалось. И вот выбрано время, заказаны паромы, нашего "лесничего" в честь предстоящей поездки немного подлечили и сделали ему подарок — новую видеопанель с навигатором, mp3 и прочей необходимой в поездке разностью. Традиционные сборы, багажник забит до отказу, завтра на рассвете выезжаем.

Стартовали в 5:10 из Апрелевки и вскоре понеслись по отлично сделанной "Новой Риге" по . Подремав по очереди в машине, уже в 9:15 остановились на заправку где-то в окрестностях Великих Лук. После поворота с трассы М11 на Псков въехали в грозовую тучу, и через несколько минут по стеклам машины застучал самый настоящий град. И это в середине июля! Но машина быстрее тучи, и град остался позади, а впереди показались величественные стены Псковского Кремля.

14:00, мы на месте. На спидометре красивое число 777 км — значит примерно столько от нашей дачи до центра Пскова. Правда позже, уже гуляя по городу, мы нашли верстовой столб с указателем до Москвы 685 км.

Псков нас встретил солнышком, правда подозрительно порывистый ветер предвещал приход дождевой тучи, должно быть той самой, что мы встретили по пути.

Забегая вперед, скажу, что туча все-таки посетила Псков, пролилась летним ливнем и умчалась дальше. А пока светило ласковое солнце, и мы, с удовольствием разминая ноги, отправились осматривать Псковскую крепость. Первым делом наткнулись на киногруппу в костюмах тысячелетней давности, весьма уместно смотрящихся на фоне 20-метровых крепостных стен.

Поглазев на кинопроцесс и традиционно отметившись в Троицком соборе Кремля, уже собрались обойти стены по периметру, как вдруг дочку Полю укусила оса. Но обойти вокруг Кремля мы все-таки успели, и с первыми каплями дождя уселись в кафе на берегу реки. Пока мы насыщались, дождь прошел, и вечер завершился неспешной прогулкой по городу.

Изборск и Печоры

День второй.

10:00, курс на Изборск. Через полчаса мы на месте. Вспоминая фотографии мужа Андрея 10-летней давности, я представляла Изборск эдакими средневековыми руинами, поросшими травой. Как же мы были удивлены, увидев красивую булыжную мостовую с сувенирными лавками, ведущую к крепостным стенам.

В саму крепость мы зашли по аккуратной дорожке, посыпанной гранитной крошкой. И тут уж глаза просто разбежались от предоставленных возможностей. Решили сначала вверх на стену.

Пройдя по стене и посмотрев с высоты птичьего полета на озеро, мы спустились в подвалы. Особенно впечатлило второе по счету подземелье, вернее, подземный ход, по которому во времена вражеских осад защитники крепости ходили к озеру за водой. Много-много ступенек в темноту — мы пожалели, что не захватили с собой фонарики.

Как же хорошо было снова оказаться на солнышке. К Словенским источникам решили подъехать — время поджимало. Попробовали воды из всех 12 родников. По легенде, каждый из источников находится под покровительством одного из 12 апостолов, и вода здесь особенная. Она и правда оказалась разная. Общим голосованием выбрали самую вкусную, наполнили ей бутылку и поехали в Псковско-Печерский монастырь.

К слову Изборск и Печоры оставили впечатление вполне ухоженных и красивых поселений, контрастировавших с приграничной Эстонией, но об этом позже. А пока впереди были Печоры. Наверно, мы бы не подумали сюда заехать, если бы не полюбившаяся книга "Несвятые святые". Теперь наш путь лежал в такое уже знакомое по книге место, и ожидания не обманули. Красивейший монастырь, спрятанный в чаше стен, словно внутри цветка.

В Сретенском храме приходит ощущение благости и радости. Мы выпили святой воды, купили иконку, и ненадолго попращались с Россий — впереди Эстония.

Граница с Эстоний, дорога в Таллин

От монастыря до пограниченого пункта 5 минут на машине. Обе границы прошли за 1,5 часа. Наши пограничники поприветливее и "побрезгливее" — ничего не трогали. Эстонцы все как один хмурые, все вещи ощупывали и осматривали. Но вот граница позади, едем в сторону Таллина.

Обычно, пересекая российско-финскую границу, мы попадали из разрухи в ухоженный край, сейчас же казалось наоборот — из красоты мы попали в разруху. Сразу кончилась нормальная дорога. Было ощущение, что асфальт не меняли со времен СССР. По обочинам полуразвалившиеся дома со старыми шиферными крышами. Правда, через пару десятков километров мы уперлись в пару машин ремонтной техники и ремонт дороги — есть надежда, что скоро будет новая дорога.

К 7 вечера добрались до Таллинна. Заселились в гостиницу, и, что не менее важно, пристроили машину на парковку. В центре Таллинна цены ломовые — 6 евро в час. Мы нашли суточную парковку за 10 евро и отправились есть местную селедку и пить пиво на центральную площадь, что у ратуши.

Паром на Стокгольм

День третий.

Новый день встретил ослепительным солнцем, что, конечно, сподвигло нас завтракать и искать путешествия. Утреннюю прогулку мы начали с подъема на холм, смотровой площадкой и крепостными стенами. В русском православном храме попали аккурат на службу.

Постояли, послушали красивое пение. День начался хорошо. На смотровой площадке с видом на старый Таллинн главной достопримечательностью оказалась жирная чайка, которая, поворачивалась к туристам то одним боком, то другим, чистила перья и позировала, как могла.

Три часа пролетели как одна минута. Пора сдавать номер. Закинув вещи в машину, направились в город. Морская погода переменчива — только светило солнце, и вдруг нахмурилось и закапало, а потом и ливануло. Туристы бросились по ресторанам, а мы мужественно открыли зонтики. Надолго нас не хватило, да и ресторанчик по пути подвернулся уж больно симпатичный. Обед удался, начиная от копченой селедочки, медвежьих и лосевых (не путать с лососевыми) колбасок, заканчиваем бокалом доброго красного вина.

Тяжело переваливаясь, выбрались из ресторана и направились к машине — пора в магазин и порт. Машин в порту много, паромов тоже. Спрашиваю на регистрации, куда ехать, чтобы не потеряться. Дают шведский флажок: "повесьте на зеркало, вам и подскажут". И верно, мальчики в жилетках руками указывали, кому куда ехать. В общем, добрались до парома, встали в очередь и уже к пяти часам погрузились.

Оставив нашего "лесничего" дремать в чреве корабля, отправились бродить по многоэтажному городу-пароходу. Наш "круиз" до Стокгольма начался. Надо сказать, что уже через час многим хотелось сбежать от бродящих толп народа в каюту и закрыть поплотнее дверь. Да простят меня любители круизов.

День четвертый.

Утром мы проснулись уже в Швеции, а это значит, что часы перевелись на час назад. Обнаружили мы сей факт уже позавтракав и собравшись на выход — почему это паром запаздывает с прибытием? Но вот 10:15, паром торжественно причаливает к пристани. Нас встречает прохладное утро, хмурое небо и порывистый ветер. Здравствуй, Стокгольм.

Отправляемся смотреть город. Опять больше всего беспокоят парковки — и дорого, и просто нет. Покружив некоторое время около Гамлы, решаемся заехать на подземный паркинг. Дорого, но зато прямо около моста на остров.

Обещали Полине показать шапки гвардейцев около дворца и на тебе — вместо пушистых шапок невнятные кепки. Потом поняли, что шапки только зимой. Смена караула по-прежнему происходит в полдень под бой барабанов и торжественный выход королевской гвардии.

Толпа "кричала ура и в воздух чепчики бросала". На посту гвардейцы веселые и расслабленные — улыбаются, фотографируются с туристами, зевают и переминаются с ноги на ногу.

Мы побродили по улочкам Гамлы, купили магнитик и в 13:30 поехали дальше.

Прибыли к месту первой палаточной ночевки в 16:15. Кемпинг на берегу озера встретил нас низким небом, порывистым ветром и низко летящими облаками. Несмотря на ветер, было тепло. Ставим палатку и отправляемся купаться — ужин подождет. Пляж мелкий, песчаный, а вот волны прямо как на настоящем море. Напрыгались в волнах вволю, и к палатке — готовить ужин и отдыхать.

Встали в 6 утра. Пока не перестроились на местное время — удобно. 8:45, выехали в сторону Гетеборга. Около 12:00 мы были на месте. Паркуемся очень удачно — рядом с портом и старым городом.

Паром в 16 часов, так что времени предостаточно. Прогулялись по городу, сфотографировали "Бронзового" (даже двух), а вот "Деревянного" не нашли. Зато зашли на рыбный рынок и на радостях наелись шведской селедки разного посола. Даже Поля снизошла до пробы местной рыбы.

Отметим, что хлебная булка все-таки вкуснее. Особого впечатления Гетеборг не произвел, кроме как большое количество мусульман — то ли беженцы, то ли здесь всегда так. А паром опоздал с отплытием на 15 минут. Весь путь до Фредериксхавна занимает 3 часа, так что никаких кают не предусмотрено. Постарались сразу забиться в бар с видом на море и спокойно отдохнули, попивая вино и читая-играя. Кстати, контроль безопасности на всех паромах отсутствует.

Дания нас встретила закатным солнышком и красивом кемпингом в песчаных дюнах на берегу моря.

Дания и паром в Норвегию

День шестой.

Сегодня день рождения Полины, встречаем мы его в Дании. Здорово иметь день рождения летом и встречать его в разных местах или странах, хотя понимаешь это только во взрослом возрасте. Для Поли такое было в первый раз. Мы постарались порадовать ее, как могли. С утра небольшой квест — пригодились и московские заготовки, и шоколадные евро, купленные в кемпинг-магазине (вместе с трехпалым переходником и пакетом молока).

Неспешный праздничный завтрак с московскими сладостями перетек в прогулку по песчаным дюнам к морю. Попытка искупаться успехом не увенчалась — и море прохладное, и медуз много. В 10:40 покидаем гостеприимный кемпинг и держим путь на Скаген, и мыс Гренем, знаменитый тем, что там сталкиваются два моря - Северное и Балтийское.

Сначала по дюнам и зыбучим пескам, потом по длинной песчаной косе можно дойти до места, где волны двух морей, налетая друг на друга, образуют пенный клубок, вышвыривая на косу медуз и плавник. Это Скагеррак. Да, да, тот самый Скагеррак, о котором так здорово пел Юлий Ким: "... а в проливе Скагеррак, волны, скалы буераки и чудовищные раки...".

Неподалеку в песчаных дюнах можно увидеть церковь Den Tilsandede 1300 года постройки. По легенде церковь, построенная на зыбучих песках, однажды прямо во время службы начала погружаться в пучину песка. Правда, ее посещение показало, что церковь погрузилась всего на 1,5 метра.

Остальная часть красиво белеет над дюнами и по сей день. С сожалением покидаем красивый Скаген и едем в сторону Хиртехальса, откуда в 17:00 отправляется паром в Норвегию. Но до этого у нас еще обязательное деньрожденное посещение самого большого в северной Европе океанариума. С удовольствием поглядели на всевозможных рыб и морских котиков, и даже погладили ската и камбалу — они такие приятно шершавые на ощупь. Еще мы очень удачно попали на сеанс кормления рыб. Морские коровы терлись около кормящего их аквалангиста, как ручные собачки, открывали рты и выпрашивая очередной кусочек.

В кафе съели праздничную картошку фри и в 16:00 спешно рванули на паром. Учитывая опыт двух предыдущих посадок, приехали за 50 мин. В этот раз оказались практически последними. Хорошо, что билеты были куплены заранее. После нас запустили только две машины. Глядя на бескрайнюю толпу машин, уходящую за горизонт, мы заволновались, хватит ли нам вообще места. По тому, как машины забивали паром, опасения только крепли. Автомобили набились, как норвежские селедки в бочку, как и пассажиры. Сам паром оказался огромным катамараном.

Выйдя из порта, он понесся так, что нас качало и трясло. С трудом, придерживаясь рукой за все что можно, я добралась до магазинчика. Кассирша на мое замечание "сегодня что-то сильно штормит" бодро ответила, что сегодня отличная погода, а море спокойное, то ли еще будет. И оказалась права — за полчаса до прибытия началась такая качка, что "матроски" только и успевали бегать между рядами кресел с пакетами. Хорошо, что Поля в это время уснула.

В общем, 2 часа мучений, и мы в Норвегии. Еще полчаса до кемпинга, и вот мы уже задуваем свечки и попеременно откусываем куски от двух тортиков — шоколадного и лимонного. Ночь оказалась беспокойной, кемпинг жил активной жизнью часов до 2-х ночи. Зато с утра пораньше мы отыгрались — единственные встали так рано.

Люсе-фьорд и утес Прекестулен

День седьмой.

9:00, выезжаем с кемпинга в сторону Люсе-фьорда. Правда, сначала муж поставил не ту точку в навигаторе, но недоразумение быстро обнаружили, и был взят верный курс.

Через 2 часа мы остановились на заправке — заправить машину и самих себя, а заодно и помыть изрядно запылившегося железного коня. Пока мы с Полей покупали сосиски, Андрей заехал на автомойку (такую со щетками, как из "Брильянтовой руки"), оплатил и стал ждать, когда он заработают. Ждать ему надоело быстро, и он на всякий случай нажал большую красную кнопку. Как впоследствии оказалось — аварийную. Щетки не заработали, а мы пошли на поклон к работникам заправки. Мальчик, босниец по происхождению, сказал, что не стоило нажимать аварийную кнопку и перегрузил автоматику. Пока мы с аппетитом кушали сосиски, щетки вымыли машину вдоль и поперек.

Чистые и сытые едем дальше. Очень удачно успеваем на паром и уже в 13 часов заселяемся в кемпинг около Прекестулен (Preikestolen), что в переводе означает "кафедра проповедника". Ставим лагерь, обедаем, и почти сразу начинаем подъем на утес. По путеводителю 2 часа пути и 4 км пути.

Набор высоты 600 метров. Дорога несложная, крутые подъемы чередуются с ровными участками. Каждые 50-100 м стоят столбики с указанием, сколько прошли и сколько осталось. Ближе к утесу рельеф выполаживается — последний километр идем по гладким плоским камням.

И вот он, утес Прекестулен! Ощущение края мира. Это отвесный обрыв, уходящий куда-то бесконечно вниз, а ты птица, стоящая над пропастью, впереди только море и небо — расправь крылья и полетишь. Но люди "не летают, как птицы", остается только подползти на брюхе к краю обрыва и осторожно заглянуть в бездну.

Вечернее солнце пробилось сквозь тучи и на несколько минут залило утес золотом. И все. Луч погас, а нам пора обратно. 1час 45 минунт наверх, 1 час 15 минут вниз, 45 минут на утесе. К 7 вечера вернулись в кемпинг — вовремя. Только успели поужинать, как разверзлись хляби небесные, и на мир обрушился ливень. Оставалось только заползти в палатку и погрузиться в бесплатный Wi-Fi, а затем и в сладкий сон под шум дождя.

Кемпинг в Одде

День восьмой.

С утра дождь, все небо затянуто тучами. Не спеша завтракаем и отправляемся в кемпинг-кафе заряжать девайсы и пить кофе. Спешить некуда — в такой дождь все равно не погуляешь. Около 11 выезжаем в сторону Одды. Ехать вроде немного, но ограничения скорости 60-70 км/ч, камеры, да и объективно по таким дорогам быстрее не поедешь — крутые повороты, узкие дороги, да еще и паромы. Так что 200 км — это около 4 часа пути.

Первые 2 часа лил дождь, вылезать из машины не хотелось совсем, дальше стало лучше. По обеим сторонам дороги стали появляться водопады и смотровые площадки возле них. К одному из них прогулялись пешком и набрали воды — очень вкусная. Следующий водопад — Хардангер — как оказалось, место видовое, туристическое, даже стояла палатка с сувенирами и газировкой.

Размяли ноги, сделали кучу фоток и через час уже добрались до Одды. Время 17 часов, кемпинг довольно свободен, выбрали хорошее место для палатки и приготовили ужин. Но к 19 часам в кемпинге уже яблоку негде было упасть — народу значительно прибавилось. Похоже, "Язык тролля" — культовое место, требующее похода на целый день. Единственный кемпинг Одды просто не рассчитан на такой наплыв «спортсменов».

"Язык тролля"

День девятый.

Сегодня восхождение на "Язык тролля". Выехали из кемпинга в 8:00, до парковки и начала маршрута около получаса. Как оказалось, мы успели в последний момент. Кроме нас на довольно вместительный паркинг влезло еще три машины. И все — парковку закрыли, а ближайшая находится в 5 км ниже по дороге.

Но мы успели! В 9:00 стартуем вверх. Первый километр пути — крутой подъем через лес. Учитывая вчерашний дождь, еще и очень грязный. Обогнали китайскую пару, грустно обтирающую свои светлые кроссовки белоснежными салфетками. Но дальше грязи было еще больше, а еще через километр стало легче — положе, чище. Встретился водопад. Поля на радостях так скакала около него, что свалилась и ободралась.

Следующие 3 км подъем еще довольно крутой, но по красивым большим покатым камням. Через 2 часа сделали привал на бутерброды. Набор высоты практически закончен, дальше 7 км небольших спуско-подъемов. Стали попадаться палатки — народ проходит полпути с вечера, ночует и с утра уже налегке бегает на "Язык Тролля". Ну а мы продолжаем подъем. Через 5 часов пути увидели наконец главную достопримечательность — еще полчаса, и мы на месте. Место культовое.

Чтобы сфотографироваться непосредственно на "Языке", нужно отстоять очередь минут на 40 (в нашем случае). Хотя все самые красивые фотки из путеводителей сделаны с соседней скалы. Пока фотографировались, пролетело полчаса. Начали собираться обратно, тем более, хотелось сварить еще горячий супчик. Отползли от "Языка" и, удобно устроившись за большими камнями с видом на озеро, пообедали. Обратный путь за минусом обеда занял 3,5 часа и обошелся без происшествий. На парковку вернулись к 19:30.

Мы прошли 22 км по маркировочным столбам, 25 км по GPS-треку и набрали высоту 1250 м. Маркировочные столбы с километражем, похоже, созданы для отвода глаз, чтобы туристы лишних километров не пугались. К чести Полины надо сказать, что детей примерно такого же возраста на маршруте было встречено всего трое, и то все русские.

По дороге в кемпинг купили себе замаринованного мяса — мы его заслужили. Палатка стояла, где оставили, а вот народу еще прибавилось. Распогодилось — так здорово было после трудного дня сидеть у палатки с видом на озеро, вытянув усталые ноги, жарить мясо, пить красное вино и смотреть на закат.

День десятый.

А с утра опять дождь. Ну что за климат! Даже не верится, что вчера был такой чудесный вечер.

Решаем проехать побольше, тем более что прогноз на завтра более чем хороший — 28 градусов и солнце. Сегодня день туннелей. Какие только нам не встречались — и очень узкие и темные, где с трудом разъезжались две машины, и большие просторные с развязками, подсвеченными красивым голубым светом. Апофеозом "туннельного" дня оказался туннель на подъем внутри скалы. Туннель напомнил подземную многоэтажную парковку в городе Анси — едешь по спирали, выше и выше. Накрутили 7 или 8 кругов, прежде чем выскочили из туннеля уже где-то наверху горы.

К обеду дождь почти прекратился. Решили поразмять ноги и сходить на второй по величине водопад Норвегии, а заодно осмотреть Stavkirke (Каркасная церковь) — старинную деревянную церковь, которых в этих краях немало. Наша церквушка оказалась 1125 года постройки, вся почерневшая от времени, стоящая на деревянных столбах.

Вокруг церкви простирались промышленные малинники. Подкрепившись малиной, идем на водопад. Полчаса наверх, 20 минут вниз. Водопад действительно обрушивается вниз с 200-метровой скалы, увлекая свои воды в Согне-фьорд. Но близко к нему не подойти.

В кемпинг под ледником Нигардсбреен добрались в начале 7 вечера. На ресепшн нас встретили колоритная старушка, которая, кажется, не имела понятия ни об одном из европейских языков, кроме норвежского, да и про кредитные карточки тоже не слышала. К оплате она принимала только норвежские кроны. Хорошо, что у нас была местная валюта. Заселились. Кемпинг оказался полупустой и непривычно тихий, особенно после Одды.

День одиннадцатый.

С утра дождя не было, но воздух был так напитан влагой, что казалось, его можно было выжать, как губку. В 9.:30, отдав 4 евро за парковку, идем к леднику — в 11 часов у нас семейный походик на ледник.

Удивительно, но на нас одели кошки, связали веревкой и выпустили на лед — почти по-взрослому. Целый час мы гуськом бродили по леднику, заглядывали в трещины, трогали голубой лед, проходили через ледяные гроты. На обратном пути остановились у озера и долго вылавливали ледышки разной формы.

К обеду стало совсем жарко. Мы не смогли отказать себе в удовольствии полежать кверху пузом, чтобы "сальце завязать". Ближе к вечеру прокатились на плотину и к высокогорному озеру.

Гейрангер и Снежная дорога

День двенадцатый.

9:00, выезжаем в сторону Гейрангера. Вообще, в Норвегии термин "выезжаем в сторону" весьма актуален — чтобы проехать 90 км на запад, нужно сначала проехать 80 км на восток, потом 100 на север, еще пару десятков километров на запад, потом еще немного на юг, снова на восток, опять на север.

Так и сейчас. Дорога на Гейрангер вела нас куда угодно, только не в направлении Гейрангера. Впрочем, что от нее хотеть — дорога под номером 55 туристическая, едешь и любуешься. Здесь много смотровых площадок с видом на водопады и Согне-фьорд.

В довершении через час пути, петляя и карабкаясь в гору, дорога вывела нас на перевал. Еще немного, и вот она — "Снежная дорога" во всей красе.

Каждые 200 метров карман с чудесными видами на снежные вершины и голубые озера - невозможно не останавливаться. Но все когда-нибудь кончается. Закончилась и "Снежная дорога". Мы в местном эко-поселении под названием Lom. Решаем пополнить наши запасы продовольствия, и — наконец-то — спиртного в Vin Monopolete (ох уж эти запреты на продажу алкоголя).

Попутно обнаружили еще одну старинную церколь (Stavkirke) 1160 года постройки и эко-тропу через подвесной мост мимо старинных домиков.

В 15 часов перед нами оказался знаменитый Гейрангер-фьорд. Решаем сразу в кемпинг — судя по чудесной погоде (+30 и солнце) в кемпинге на берегу море будет аншлаг.

Ставим палатку и идем купаться. Вода однако обжигает: +18. В море купались две семейные пары, которые говорили по-русски. Они подплыли к нам, мы разговорились. Оказалось, они ехали из Германии. Купаются в такой воде только русские, а привычные норвежцы бродят, подвернув штаны по щиколотку — дальше ни-ни.

Молде

День тринадцатый.

С утра пораньше решили-таки заехать в поселок Гейрангер (Geiranger) посмотрет, что там делают большие пароходы. Оказалось, ничего не делают, так как кроме ресторанчиков и сувенирных лавок там ничего нет. Ну мы тоже без сувениров не остались.

Едем дальше в сторону провинции Ромсдал (Romsdal), точнее, города Молде (Molde). По пути проезжаем "Дорогу троллей" — очень туристическое место. Все там останавливаются, чтобы пройти по красиво устроенным дорожкам, выйти на смотровую точку, попить кофе, съесть мороженое и закупить сувениров.

К обеду добрались до прибрежного городка Молде.

Там нам наконец удалось купить разнообразную рыбу. Сегодня никаких супчиков, да здравствует рыбный вечер. Просто удивительно, как это в рыбной стране, ну совершенно не продают рыбу (вакуумные упаковки в супермаркетах не в счет). Немного подпортила вечер неожиданно нагрянувшая туча, с громом, молниями и дождем. Но туча умчалась, солнце выглянуло, и рыба от этого совершенно не стала хуже.

После ужина Поля и Андрей отправились кататься по заливу на педальном катамаране, а я любовалась вечерним морем, удобно устроившись в мягком кресле Helinox, уплетая свежую рыбу-гриль, потягивая Chablis и закусывая все это клубникой. Если где-то сегодня на земле оказалось райское место — то это здесь!

"Церколь Троллей"

День четырнадцатый.

Утро встретило нас густым туманом и воздухом, насквозь пропитанным влагой. Капельки воды так и висели в воздухе, оседая на стульях, одежде и полотенцах. Прогноз обещал солнце после 12 часов, так то с утра мы решили прокатиться по знаменитой "Атлантической дороге", тем более что красивая ее часть находится как раз с нашей стороны, и нет необходимости проезжать ее целиком.

В Кристиансунде делать особенно нечего. Прокатились по знаменитому мосту туда-сюда, погуляли по островам и поехали совершать восхождение к "Церкви троллей". Trollkirka представляет собой большую пещеру, даже несколько пещер или гротов. Преодолев довольно крутой 3-километровый подъем и встретив на пути серьезное препятствие в виде обширного черничника, мы подошли к черной дыре в склоне горы из которой ощутимо веяло холодом и сыростью.

Первые же метры пещеры обнаружили, что мощи наших фонариков явно не хватает для комфортного перемещения по пещере. Светили фонарики слабо, за исключением одного. Так что время от времени приходилось руководствоваться шестым чувством или за неимением такового проваливаться в журчащую под ногами воду. Через некоторое время посветлело, стены пещеры раздвинулись и перед нашим взором возник низвергающийся откуда-то сверху водопад.

Тропинка выводила на берег небольшого круглого озера, а небольшой лаз справа вел дальше, в следующий грот. Протиснувшись в узкую щель, мы оказались во внутреннем колодце, где сбоку была приделана лестница, спускающаяся во второй грот, где нас ждал еще один водопад.

Третий грот, как я прочитала в информационной табличке около пещеры, найти довольно трудно. Так и вышло. Держась за металлические тросы, мы поднялись на вершину холма и увидели небольшую табличку круто указывающую направо. На таблички были накарябаны норвежские иероглифы, а хорошо утоптанная тропинка вела прямо. Выбрали тропинку и через 5 минут заподозрили неладное. Хорошо, что навстречу шла группа норвежцев, среди которых одна молодая девушка знала английский.

Вообще мы заметили, что старшее поколение норвежцев (40+) английским практически не владеют, только молодежь. Вот эта "молодежь" и объяснила нам, что вход в третью пещеру мы проскочили и любезно проводила нас ко входу в лаз. Лаз оказался узкой дыркой в земле, в которой Андрей с рюкзаком рисковал вообще застрять. Первые 25 метров спускались задом, низко наклоняясь, держась за веревки. Внизу по всей ширине пещеры журчал ручей. Распрямиться во весь рост здесь могла только Полина, но ей не нравилось идти по воде. Пройдя немного по все понижающейся пещере, увидели несколько боковых ответвлений. Вспомнились Элли с Фредом из "7 подземных королей", стоящий вот также в пещере с мотком бечевки в руках и размышляющих куда идти дальше.

Мотка бечевки у нас не было, так что погуляв немного по боковым маршрутам, вернулись назад по круговому маршруту, изрядно устав. Выбрались к солнышку. Штаны потом пришлось отмывать в горной речке по пути к машине. Посетив на обратном пути обширный черничник и закупившись в ближайшем маркете, расположились отдыхать и любоваться закатным морем. Наш завершающий вечер в Норвегии.

Дорога в Швецию

День пятнадцатый.

Выехали в 8:45. До предполагаемой ночевки уже в Швеции 600 верст. С грустью провожаем убегающие назад горы, фьорды, туннели. Впереди плоско-унылая Швеция, похожая на карело-финские пейзажи. До свидания, Норвегия!

После границы сделали привал во мхах. Там же обнаружилось озеро, в котором для бодрости искупались перед дальней дорогой. На ночевку приехали в 18.30. Очень красивый кемпинг. Палатку поставили прямо на берегу озера.

День шестнадцатый.

Сегодня нас снова ждет Стокгольм. До него 4 часа пути. Планируем сходить в Юнибакен — музей, посвященный творчеству Астрид Линдгрен и других норвежский писателей. Музей сделан отлично, но Поля его уже переросла, к сожалению. Еще раз погуляли по Стокгольму.

10 дней назад был ветер и холодно, а сейчас +30 и солнце — два разных города. Вечером на паром. Курс на Турку.

Финляндия, Турку

День семнадцатый.

Мы в Финляндии, в городе Турку. Паром пришел даже раньше обозначенного расписанием срока, так что в 7:30 утра мы уже громыхали по железному съезду корабельного причала. Остров Муми открыт с 10:00, так что два часа надо было чем-нибудь себя занять. Заняли посещением магазина и плотным завтраком.

К открытию "Острова" мы в числе первых посетителей уже были у ворот и быстро обежали весь остров. Как оказалось, очень правильно сделали, так как когда Поля собралась в очередной раз в заколдованный лес и пещеру хатифнатов, туда уже стояла очередь.

Вообще, по сравнению с нашим посещением Острова 5 лет назад, народу прибавилось весьма ощутимо. Решили на второй круг не ходить и после просмотра спектакля отправились в сувенирную лавку. По дороге Поля присмотрела игру "поймай рыбку" — вариант однорукого бандита, но с призами. Полине повезло — она вытащила рыбу с пометкой "главный приз", "однорукий бандит" был повержен!

С большой красивой коробкой и кучей муми-сувениров едем к нашей завершающей ночевке в Лапеенранте неподалеку от границы.

Там у нас уже прикормленный кемпинг на берегу озера. После Швеции и особенно Норвегии финские кемпинги радуют большой просторной территорией, лесом и редко стоящими палатками. Вечером поедаем финского копченого "лоха", то есть лосося, селедочку и прочую симпатичную рыбку с белым вином и прочими финскими вкусностями. А в багажнике лежит еще финский сыр и варенье.

Домой!

День восемнадцатый.

В 9:00 выезжаем в сторону границы. Полтора часа, и мы в России. На первой же заправке покупаем такое настоящее вкусное мороженое — наше! Решаем гнать машину до Москвы — все хотят домой, впечатлений получили массу. Апрелевка. Час ночи. Мы дома. Поездка удалась!

Страна: Швеция
Длительность: 13 дней
Сезон: Новый Год
Кол-во отелей: 2
Car rental: своя машина
Автопробег: 4000 км

Швеция — сердце Скандинавии. Она смогла сохранить нейтралитет с оглядкой на Германию в двух мировых войнах и не прогадала — в Швеции вся архитектура осталась нетронутой, во время войн был подъем экономики, и страна пошла по своему, демократическому «шведскому пути» развития. Помимо прекрасных архитектурных памятников, по-настоящему безопасных европейских дорог, заботливо охраняемой природы, есть в Швеции и горнолыжные курорты. Самый крупный из них — Оре (или Are в шведском написании) находится в центре Швеции, в 635 км от Стокгольма.

Подготовка к поездке из Москвы в Оре

Поездка в Оре состоялась на новогодние каникулы 2012 года, подготовка к маршруту началась за 2 месяца до.

Если по дороге захочется культурной программы, то самые интересные города — это Турку (бывшая столица Финляндии), Стокгольм (столица Швеции) и Уппсала (бывшая столица Швеции). В них приятно как просто погулять, так и зайти в музеи, соборы, поесть национальной еды в ресторанчиках и закупиться сувенирами. Центр Турку находится в 3 км от порта (откуда отплывает паром), центр Стокгольма — Гамла Стан — в 2 км от порта, а Уппсала и Старая Уппсала — просто по дороге из Стокгольма в Оре. Нужно быть готовым, что парковка в центре города всегда будет платной, расплачиваться можно картой.

Горнолыжный курорт Оре

Горнолыжный курорт Оре — это 100 км трасс с максимальной потерей высоты 900 метров. В Оре 4 зоны катания между которыми раз в полчаса ходит бесплатный ски-басс (стоимость включена в ски-пассы). На курорте есть бугельные и кресельные подъемники и кабинки. Основная масса подъемников открывается в 9-30 и закрывается в 15-00.

Очереди на подъемники невелики. На новогодние каникулы 2012 максимальное время ожидания составляло 5-10 минут, а на бугельных подъемниках очередей не было вообще.

На склонах и внизу есть ресторанчики, у железнодорожной станции и в Дюведе есть продуктовые магазины.

Так как зимой закат в Швеции наступает рано, на первое место выходит апре-ски, отдых после катания. Развлечения вокруг Оре достаточно скудные, так что если вы приехали большой компанией и у вас есть коттедж с сауной, самое правильное — устаивать вечерние посиделки с периодическим нырянием в сугроб.

Если же такой вид отдыха не прельщает, то неподалеку от Оре есть Лосиная ферма и крупнейший в Швеции водопад Tannfossen, куда можно добраться на машине. В самом Оре можно покататься на собаках и посетить стеклодувную и шоколадную фабрики. Если у вас есть лишний день — можно съездить на машине или на поезде в Остерсунд (95 км) или в Тронхейм в Норвегии (165 км).

Ощущения от поездки

В целом, и курорт и дорога по Швеции и Финляндии дарят много положительных эмоций. Конечно, Оре — это не Альпы, там не чувствуется, что ты действительно покоряешь вершины и склоны, но и назвать шведский курорт скандинавскими Сорочанами нельзя. Очень важно, что в Оре нет традиционных новогодних очередей и есть снег. За 6 световых часов вполне успеваешь устать и вдоволь накататься, а после катания с радостью идешь не в апартаменты или гостиничный номер, а в собственный коттедж с сауной. До свидания, Оре, еще увидимся!

1. 13 дней на машине из Москвы в Оре
2.
3.
4.
5.

Доброго времени суток, дорогой читатель!

Продолжаю делиться с Вами своими впечатлениями от своего летнего трипа по Скандинавии на машине, про Финляндию я уже рассказала, про переправу на круизном лайнере Silja line тоже, настала очередь поведать Вам свои впечатления о Стокгольме и его окрестностях.


Итак, Стокгольм. Ветреная столица Швеции, страны, которая ассоциируется с сырами, часами, богатством и...станками которые есть или были практически у каждого (ох уж эти шведские стенки)))).

Сам по себе этот город достаточно приятный, даже дотягивает у меня на 4 звезды (а вплане отзывов на путешествия я всегда строгий критик стран, городов и сел ибо путешествовала много, благо повезло, соответственно видела многое и планочка высока

♠♠♠ Цены в Стокгольме кусачие. Очень кусачие. Все дорого: еда, одежда, бензин, парковки. Поэтому ехать сюда нужно с немаленьким запасом деньжат и быть готовым все их там и оставить

Но я бы не сказала, что там сильно дороже, чем в Хельсинки, но вот по сравнению с Копенгагеном....второй сильно выигрывает по выгодности, но об этом в следующем, заключительном, отзыве

Гастрономия если честно тоже не впечатлила.

Много красной рыбы, но ею я наелась еще в Финляндии. Пресно и скучно, даже расписывать не буду


Почти в каждом европейском городке есть понятие "старый город ", Шведы пошли чуть дальше и подгоняют под границы "старого города" почти весь Стокгольм. Знаю это потому что общалась там с женщиной - давней знакомой семьи - которая мигрировала в Швецию лет этак двадцать назад.

Но есть еще "старый старый город ", его отделяет река с железной дорогой:





Больше всего у меня фотографий именно с этого ракурса, так как это самый красивый вид, который можно найти в Стокгольме. Так что давайте еще парочку фото





Фух, остановлюсь все-таки на этом

❖❖❖ Итак, давайте перейдем к вопросу транспорта .

Общественный транспорт жуть какой дорогой. Однажды угуляв пешком далеко-далеко от гостиницы нам стало лень идти обратно пешком и решили мы прокатиться на метро, благо, всего три остановки по прямой. И сколько же нам стоил 1 билетик на 1 поездку? 200 рублей, Карл! . То есть 400 рублей за двоих. Ужас.

Такси так же очень дорогое удовольствие, метро все-таки дешевле, но точных цен уже не вспомню.

Собственная машина . Конечно же удобнее всего перемещаться на своей родненькой машине. Но и тут трудностей-сложностей.

Немного о неприятностях

Случилась со мной в Стокгольме так же одна беда.

В день когда нам надо было уезжать в Данию я пошла относить в машину кое-какие вещи. *Тюк-тюк* а машина не открывается. Заблокировалась. С ключа тоже не открывается. Шок, паника, печаль .

Выяснилось, что сел аккумулятор . Приезжаю я такая из Москвы с Стокгольм и у меня садится аккумулятор, прям счастье привалило Но мне повезло - мимо проходил какой-то муждик с полной тележкой проводов. Пересказывать долгий диалог не буду, но суть была в том, что он предложил помощь, помог вскрыть машину и предложил дать прикурить. Одна проблема, нет "крокодилов" чтобы прикурить аккумулятор.

Отлично. Вызов принят.

В конце этой гигантской парковки я нашла мото-сервис. Английский я знаю хорошо, но вот автомобильная терминология - не мое. (Видели бы вы лицо мужика когда я говорила ему I need crocodiles и делала уточку руками )

В итоге мне одолжили под честное слово эти несчастные провода, я "прикурила" от машины этого мужичка с тележкой проводов и благополучно поехала. Сказать, что мне дико повезло - ничего не сказать.

________________________________________________

Итак , что-то я уж сильно углубилась в автомобильный вопрос.


В современной части города наибольшее впечатление на меня произвел вот этот вид. Это торговая улица, но я бы не сказала, что она изобилует интересными магазинами.


Самое мое любимое приобретение в Стокгольме - шляпа . Там в таких ходят практически все и я не смогла удержаться.

Внимание, если вы блондинка, да еще и в такой вот примерно шляпе - будьте готовы к тому, что вас примут за местную и постоянно будут пытаться пообщаться с вами на Шведском



Потому что он ничем не запоминается. Он, с вашего позволения, абсолютно тривиальный. Да, есть симпатичные домики, какие-то достопримечательности, но как-то ну ничем меня этот город не зацепил.

Плюс погода . Она ужасна. Холод, ветер, то дождь то солнце. Вроде бы июль, а мне холодно в кожаной куртке. Грустно.


И в конце немного расскажу о местных дорогах. Они просто обалденные. Разгоняться на них можно на любую скорость, ни одного "ДПСника" я ни разу не встретила.


По пути в Данию постоянно открываются какие-то потрясающие виды. Бесконечные озера, леса, степи, всем любоваться - одно удовольствие.

Швеция, вроде бы и недалеко от России находится, особенно от Санкт-Петербурга, но очень малоизвестная страна. Мало кто из жителей знает шведские города кроме Стокгольма, Мальмё и Гётеборга. Причем многие из знающих ограничиваются первыми двумя городами. Также многие наверняка были в Стокгольме (туда ведь очень просто попасть на пароме из Санкт-Петербурга, правда в остановкой в Хельсинки). Но буквально единицы бывали в этой стране севернее Стокгольма.

Мы, собираясь в путешествие по Норвегии, долго искали любую информацию о дорогах Швеции, о заправках, возможностях перекусить, о ценах. Информации ноль.
Даже карта Гугл как-то странно позиционирует Швецию: озера вроде отмечены, а леса начинаются прямо на границе с Норвегией. В общем, поехали мы вслепую. Ощущения были, как в глубинку Китая в 2010 году, когда еще не было популярных сегодня систем бронирования отелей, билетов, а также фотобанков. Вот со Швецией в 2015 году примерно тоже самое)))
Наш маршрут проходил от Стокгольма в провинцию Даларна, через озеро Сильян (про него немного было инфо - оно одно из крупных и значимых в Швеции), через горнолыжный курорт Идре (Idre) к границе с Норвегией. В общей сложности 500 км пути от Стокгольма. С одной ночевкой почти у границы, чтоб передохнуть (ехали с полугодовалым ребенком).
Итак,
1. Дороги в Швеции очень хорошие, бетонные, аккуратные, ровные. разрешенная скорость 110 км в час:

Небо красивое, северное, низкое, питерское. Очень много красок. Особенно в августе: желтые поля, голубое небо и обязательно красные домики. Из придорожной еды - встречаются "ларьки" с МакДональдс (шведы его прям очень любят) и такие же домики с вывеской "тайская еда на вынос!!!". Тайскую еду тут тоже предпочитают, как оказалось

2. На дороге много камер, перед ними обязательно стоит знак. Камеры реально фотографируют. Сверху на правом верхнем фото у нас получилась перекрестная фотосессия.

3. Когда выезжаем от Стокгольма по пути почти каждые 5 км заправки и торговые центры: Икеа, К-раута. Вот так выглядит заправка. Рядом обязательно магазинчик, кафе с едой и места для пикника (столики под крышей). Топливо стоит как в Финляндии и Норвегии!!! Практически одинаково. Мы заправились по 12,85 SEK (шведская крона), что при курсе 7,8 рублей получилось 100 рублей. К оплате принимают карты.
Закуски на заправке стоят 30-60 sek. Вполне можно наесться, перекусить. Там же есть салаты, кофе стоит 25 sek.

Вот так выглядит придорожный атлет, это уже куда дальше от Стокгольма:

А эта огромная лошадка - символ Швеции. И производится она как раз в провинции Даларна. Далекарлийская лошадка или Даларнская лошадка (Dalahäst) — стилизованная деревянная фигурка, игрушка. Традиционно фигурка лошадки вырезается с соединёнными ушами и без хвоста. Окрашивается в красный цвет. Первые упоминания о ней датируются примерно 1650 годом. А в 1937 году на Всемирной выставке в Париже красная деревянная лошадка стала популярным шведским сувениром.
В 1999 году в Дала-Парне был открыт музей далекарлийских лошадок из более 150 собранных экспонатов со всех уголков Даларны.

На фото - самая большая статуя лошадки. Она была установлена в 1989 году около города Авеста. Высота этой «игрушки» составляет 13 метров, а весит она более 65 тонн. Наибольший интерес к гигантской лошади проявили американцы из штата Миннесота — они купили чертежи и право на строительство копии статуи. Единственным условием со стороны шведов было ограничение размера — американский аналог не должен быть выше шведского. Сейчас таких лошадей высотой примерно до 9 метров предостаточно в США.

4. По пути встречаем очень много машин с прожекторами на крыше. Долго думали и гадали, зачем это? остановились на объяснении, что прожекторами отпугивают диких животных, лосей по ночам. Дороги по большей части не многолюдны.
По пути проезжаем много озер, рек и мостов:


Сосновый лес по обоим сторонам дороги:

5. Интересные туристические городки на этом маршруте:
Раттвик (Rättvik) - это курорт на берегу чистейшего озера Сильян (Siljan). Мы проезжали очень уютные с виду кемпинги и центр отдыха туристов:

Второй городок - Мура или Мура (Mora). Мы в нем даже сделали остановку. Погулять, полюбоваться шведской жизнью. Но там все закрыто, людей нет., потому что выходной. А так как у нас не было шведских крон, а только норвежские и евро, мы не смогли ни купить кофе, ни заплатить за парковку. Поэтому продавец непроданного кофе показал нам парковку бесплатную, за углом.

Классическая Швеция:

Поглядите, сколько черных птиц на красных крышах:

Шведы любят раритетные автомобили. Может, это автомобиль выходного дня?

За пару минут мимо проехали 2 штуки. Дом один и тот же на заднем фоне:

Еще шведы любят Теслу, как и норвежцы, собственно. Их там много, каждая 10я машина проезжающая.

Фонтан в микрогородке Мора. Численность населения всего 11 000 человек:

Пешеходная улица в Старом городе:

Церковь, построенная в XIII веке и освящена в честь Архангела Михаила:

Много всевозможных скульптур. В целом, приятный городок:

Недалеко от Моры находится резиденция шведского Деда Мороза - Томтенланд . Нам туда было еще рано, но судя по описанию, интересное местечко для детей и взрослых. На территории резиденции находится дом Деда Мороза, мастерская, жилища его волшебной челяди – фей, гномов, эльфов, тут же обитают тролли. Есть стойло и пастбище для северных оленей. Открыта для посетителей резиденция круглый год (в отличии от Лапландии), детям разрешается делать все что угодно, даже топтать газоны и рвать цветы. Здесь можно посмотреть на дома троллей, заглянуть в окно Снежной Королевы, и передать свою записку с пожеланиями прямо в руки Деду Морозу.

Также в этом районе рекомендуется посетить открытую сцену, высеченную в скале в заброшенном карьере. Далхалла (Dalhalla) – это место, которое очень интересно смотрится с шикарной акустикой, которая вполне подойдет для хора ангелов. Здесь регулярно проводятся концерты оперных исполнителей.



После Мору началась просто дорога. Вроде интересная, но через несколько десятков км уже скучная. Природа какая то интересная. Едешь, поднимаешься в гору, а на горе равнина, то есть нет пиков. Как будто земля идет слоями. На верхней равнине также озера и реки. Потом поднимаешься на следующий ярус, и снова равнина. А вниз смотришь, ты действительно на горе, внизу верхушки деревьев. Как-то непривычно.




Приближаемся к Норвегии.
На границе - последний шведский пикник.

И вот такое вот красивое озеро:



Вот так выглядела заправка на границе (белая колонка). Но дизеля не было. заправлялись уже в Норвегии. Цены такие же, как в Швеции.



Граница Швеция - Норвегия.
Сразу после границы дороги более оживленные. Много туристов из Норвегии, Нидерландов. Норвежцы очень взрослые и ухоженные. Бабушки за 60 лет с красным маникюром, при макияже. Не видим молодежи, на заправке работает дедуля лет 90.

На обратной дороге нам не повезло с погодой, ехали в дождь.


Обратно мы ехали из Осло через Карлстад и Эребру в Стокгольм с ночевкой в Эребру. Путь 530 км, дороги снова скоростные, широкие. На границе со Швецией нас наконец-то встретил дождь. Сильнейший ливень. Помыли машину. Но очень уж скоро он кончился и опять ясное небо с красивыми облаками. Кстати, в Норвегии нет таких облаков. Небо Норвегии высокое и похоже на Владивостокское, в то время как Швеция - чистый Петербург.




А так как мне самой понравился формат добавления фактов о новой стране, то -

Несколько фактов про Швецию напоследок:
1. В Швеции была изобретена компьютерная мышка.
2. Шведы не очень любят готовить дома, поэтому они часто устраивают семейный поход по пиццериям, бургенкингам и макдональдсам. Швеция может похвастать наибольшим количеством фаст-фуд ресторанов Макдональдс в Европе.
3. "Шведский стол" (smorgasbord) был изобретен столетия назад. Когда приезжали гости, вся еда подавалась сразу, в больших мисках. Тем самым хозяева избавляли себя от лишних церемоний, высвобождая время для общения.
4. Шведы — долгожители. Средний возраст жизни составляет 80 лет. Зачастую это связано с размеренным, бесстрессовым образом жизни и экологией.
5. С 1986 года Шведам при рождении дают фамилию матери, а не отца.
6. В многоквартирных домах не принято иметь собственную стиральную машинку. Связано это с тем, что в домах ТСЖ существует специальная стиральная комната, в которой по записи можно постирать, посушить и погладить бельё. Это сделано для экономии электроэнергии.
7. Впервые идея детских автокресел появилась в Швеции в начале 1960-х годов. Маленьких пассажиров предлагалось перевозить спиной против хода движения.
8. ABBA остается одним из самых популярных музыкальных коллективов мира. Ежегодно продается 2-3 млн дисков. Кроме них Швеция дала миру такие поп-группы как The Cardigans, Roxette, Ace Of Base и др.
9. Для мотоциклистов и велосипедистов построены отдельные дороги, чтобы оптимизировать транспортное движение. И ни один швед не заедет на зелёные растения.
10. В Шеции самый высокий процент работающий мам в развитых странах мира — около 76%.
11. Стокгольм — единственная столица в мире, над которой разрешаются полеты на воздушных шарах.

12. Наиболее популярным шведским сувениром является дорожный знак, предупреждающий о возможности встретиться с лосем на дороге. Каждый год огромное количество этих знаков воруется со шведских дорог.

13. В Швеции проживает более 300 000 человек, имеющих фамилию Карлссон.
14. В Швеции не принято после окончания школы сразу поступать в ВУЗ. Как правило, выпускники сначала начинают жить отдельно, идут работать, а через пару лет только поступают в университет.
15. На протяжении 60 лет с 1850 по 1910 год более 1 млн. шведов мигрировало в США. А это простите 10% населения страны.

16. Швеция – одна из самых щедрых стран мира. Вот уже несколько лет подряд пожертвования бедным странам превышают 1% от ВВП. Это абсолютный мировой рекорд.
17. 42% парламентариев Швеции – женщины! Это мировой рекорд по количеству женщин-законодателей.
18. В Швеции принят закон, по которому к 2025 году страна полностью откажется от бензина и перейдет на биотопливо.

19. Шведские изобретатели получили патентов больше, чем изобретатели любой другой страны Европы.
20. В Швеции в 1857 году были изобретены и первые тренажеры для бодибилдинга. Одним из первых импортеров "физкультурных аппаратов" стала Россия: их заказала себе царская семья и представители высшего света.

21. Используемые нами спички изобрел в 1844 году шведский изобретатель Густав Эрик Паш.

22. Королевский дворец в Стокгольме - самый большой из ныне используемых дворцов мира (более 550 комнат).

23. Около 80% систем теплоснабжения Швеции базируются на возобновляемых энергоресурсах, большая часть которых приходится на древесные топлива и бытовые и промышленные отходы.

24. В Швеции много интересных туристических объектов. Здесь был построен первый ледяной отель, который отстраивают каждую зиму заново. Есть отель на дереве со всеми удобствами. Отель Utter Inn находится под водой - гостей привозят туда на лодке. А первый в мире хостел-самолет появится в аэропорту Стокгольма. Хостел разместится в корпусе Boeing-747, припаркованного на вечную стоянку поблизости от входа в аэропорт Arlanda.

Добавлено активными читателями и комментаторами:
25. Не давно (в 2016 году) в Швеции разработали бесцветную древесину. Ученым удалось удалить цвет ее!!!
26. В Швеции запрещена проституция, но уголовную ответственность несут не ночные бабочки, а клиенты.
27. В Швеции при покупки ТВ обязательно надо покупать лицензию на просмотр телевизионного контента. Если есть ТВ, но нет лицензии, ты - враг народа. На тебя обязательно стукнут соседи, у которых на окнах зеркальца стоят для подглядыванием друг за другом и за тем, что происходит на улице.
28. В шведских домах нет ни у кого люстры в комнате, не любят такое центральное освещение. Имеют в доме одни настольные светильники и любят их ставить на окна.
29. если в Швеции стройка идет на бюджетные средства, то любой желающий может записаться на экскурсию и посмотреть-проконтролировать, как идет строительство. А также запросить, как расходуются бюджетные средства на данном строительстве.
30. Еще шведы могут настучать и снять с должности чиновника, если тот использовал служебный транспорт в личных целях (поездка за город, в магазин или с супругой в театр). Служебный автомобиль только по работе и в рабочее время! Как страшно там оказывается жить!!!)))
31. Швеция 200 лет ни с кем не воевала
32. Декретный отпуск в Швеции один из самых длинных в мире – 480 дней. Его можно брать частями: помесячно, понедельно, посуточно и даже по часам. Как и в России, уйти в отпуск по уходу за ребенком могут и мужчины, и женщины. НО!!! Как минимум два месяца сидеть с малышом должен отец. В противном случае семья просто теряет эти 60 дней оплачиваемого отпуска. Поэтому не удивляет такое количество мужчин с колясками в Швеции.

Дополнительно о поездке в Норвегию:

Про Швецию:



Похожие публикации